1918. Богатырь духа (Паразиты жизни)
Драма. 1440 м.
Т-во «И. Ермольев» (М.).
Выпуск 25.03.1918.
Сцен. Ольга Блажевич,
реж. Яков Протазанов,
опер. Николай Рудаков.
Актеры: Иван Мозжухин (Владек (Стась) Марцинковский), Николаев (граф Марцинковский, его отец), Ольга Трофимова (Алина, его мать), Дмитрий Буховецкий (Лео Ростовский, ее сын от второго брака), Наталья Лисенко (Иза, его невеста), Поликарп Павлов (доктор Бронич, воспитатель Владека), Арсений Бибиков (управляющий).
На сюжет романа Э. Вернер «Винета».
Очень любопытный сценарий ставится в настоящее время режиссером Я.А. Протазановым. Сценарий без единого убийства, без шаблонных драматических положений, весь проникнутый здоровым жизненным реализмом, дающий богатейший материал для артистов. Название сценария «Богатырь духа». Богатырь духа — это юноша, воспитанный в отчуждении от всего мирского, в тихом неведении жизни и ее соблазнов. И вот судьба бросает его в самый водоворот событий, в самую пучину жизни. Но несмотря на все это, юный «богатырь духа», как это ни странно, в этом водовороте страстей и событий оказался сильнее духом всех искушенных жизнью и ее тайнами. Он не только оказался сильнее окружающих ее мелких людишек, он как истинный «богатырь духа» выходит победителем в жизненной борьбе таким же чистым и верующим, каким и явился в этот греховный мир.
КГ. 1918. № 8. 4
Граф Марцинковский считал себя счастливым в семейной жизни, но случай раскрыл ему глаза на печальную действительность: его любимая жена Алина изменяет ему с его другом Ростовским. Убедившись в этом, граф Марцинковский тотчас же порвал <…> с женой, оставив у себя сына Владека; покинув дом мужа, молодая женщина вышла замуж за Ростовского. Прошло двадцать лет; граф Марцинковский умер, поручив воспитание сына своему лучшему другу, доктору Броничу, честному и неподкупному человеку; перед своей смертью он умолял Бронича не покидать Владека и сделать из него такого же прямого и чистого душой человека, каким был он сам, Бронич. Бронич сдержал данное им слово, и Владек вырос чистым и честным юношей, далеким от пошлости и манерности высшего света. Совершенно иной тип представлял собой сын Алины от второго брака, Лео Ростовский. Грубый и бестактный юноша часто упрекал мать в том, что она не сумела ничего получить от своего первого мужа Марцинковского, который, умирая, завещал все свое состояние одному сыну Владеку. И, наконец, он добился того, что Алина в смутной надежде на щедрость Владека написала ему полное нежности и ласки письмо. Огромное впечатление произвело это письмо на юношу: лишенный с детства семьи, он теперь с радостью ухватился за призрак материнской ласки и немедленно поспешил на ее призыв. Но уже первое свидание показало ему, что его радость была преждевременна: мать показалась ему сухой и холодной, а брат Лео открыто смеялся над его деревенской простотой и неловкостью. Зато неожиданным приветом повеяло на него от юной невесты Лео — молодой красивой девушки Изы. Владек уехал из дома матери <…> и счастливый и грустный. Прошло некоторое время; во исполнение своих корыстных планов Лео и его мать, пригласив с собой Изу, приехали в имение Владека; с горячей радостью встретил своих гостей Владек, по уже скоро он убедился, что Алина действует в тонком расчете на его богатство, и гордый, благородный юноша с презрением ответил матери согласием подарить ей и ее сыну имение Липки. А Лео и его невеста в это время, шутки ради, устроили заговор против Владека: если она, Иза, увлечет легковерного юношу, то выиграет пари у Лео. Вот молодая девушка всеми силами стала добиваться овладеть сердцем наивного Владека; это ей удалось. Владек признался ей в любви.
Свидетелем этой любовной сцены был Лео; его грубый смех и циничная откровенность открыли глаза Владеку: с ужасом убедился молодой человек, что его первое искреннее чувство встречено грубой насмешкой; не помня себя от горя и обиды, Владек умчался на лошади и много часов носился по полям, стараясь заглушить свою душевную боль; наконец, он свалился замертво с лошади и его, еле живого, принесли в дом. Благодаря тщательному уходу и заботам Бронича, Владек стал медленно поправляться, но в душе его по-прежнему было темно и холодно. С холодным недоверием встретил он приехавшую к нему Изу, которая с раскаянием и болью вспоминала теперь свою необдуманную шутку. Обиженная и огорченная его холодным приемом, девушка уехала от него к своему жениху Лео, в подаренное ему Владеком имение Липки. Жизнь потекла в Липках весело и беззаботно, новые владельцы имения распорядились немедленно уничтожить все прежние порядки в имении и обложить крестьян тяжелой, непосильной для них податью; и это не прошло для них даром: вспыхнули волнения, грозившие перейти в открытый мятеж. Вызванный на помощь Владек сам чуть было не сделался жертвой народного гнева, но бывшая тут же около него Иза отстранила рукой направленный на него выстрел из револьвера, и сама получила легкую рану. Только теперь поняла молодая девушка, что ее сердце уже давно принадлежит «Богатырю духа» — Владеку, и она горячей взаимностью ответила на его страстное признание.
КГ. 1918. № 27. 9
Саратов. <…> Наибольшим успехом пользовались ленты «Богатырь духа», «Гибель нации» и «Позабудь про камин». Первая из них шла в театре «Grand Michel»… Успеху картин много содействовали музыкальные сопровождения.
КГ. 1918. № 8. 13