1912. Крестьянская доля
Драма. 875 м.
Акц. о-во «А. Ханжонков и К0».
Выпуск 13.XI.1912.
Сцен. Арсений Бибиков,
реж. Василий Гончаров,
опер. Луи Форестье.
Актеры: Александра Гончарова (Маша), Иван Мозжухин (Петр), Петр Чардынин (отец Петра), Арсений Бибиков (Максим), Лидия Триденская.
Фильм сохранился без надписей.
Из русских картин отметим — «Крестьянская доля», выходящая на 12-е ноября. Картина рисует нам неприглядный вид бедной деревни, в которой в то же время, как и в большом городе, гордо царит золотой телец. Быт и нравы деревни переданы здесь очень правдиво и верно, и «Крестьянская доля», конечно, будет пользоваться вполне заслуженным успехом.
КЖ. 1912. № 20. 18
Маша, дочь зажиточного крестьянина, любит молодого парня Петра. Молодые люди не решаются признаться родителям. Им помогает деревенский кутила-бобыль, случайно заставший их на свидании. И вот однажды к дому родителей Маши подъехали сваты, и свадьба вскоре была решена. На беду в деревне случился пожар, принесший полное разорение в семью девушки. К довершению всего Петр, по настоянию отца своего, должен был отказаться от женитьбы на девушке из разоренной семьи. Маше ничего не оставалось делать, как идти в город на заработок. Там она попадает в богатую семью, где вскоре обращает на себя внимание барина. Из деревни между тем приходят тревожные вести: продана последняя корова, болен отец, полная нищета; но главным ударом для несчастной явилась женитьба любимого человека на другой. Доведенная до крайности, не имея возможности помочь себе, Маша, не помня себя, бросается в объятия барина. Ценой собственного позора она спасла семью… Тяжело, мучительно было возвращаться в деревню, но старик-отец все понял и простил ее. Между тем из денег, добытых такой страшной ценой, как честь девушки, семья Маши все богатеет и возбуждает своим благосостоянием зависть соседей. Маше невольно приходится встречаться с Петром… И прежняя страсть вспыхивает с новой силой. Обиды и оскорбления со стороны молодой жены Петра невольно озлобляют девушку и заставляют ее решиться во что бы то ни стало ответить обидчице. Она уговаривает отца Петра старика Максима посвататься за нее. Тот сначала не верит, но потом, несмотря на протесты родни, с радостью соглашается. Но не так-то легко Маше было уговорить Петра. Вновь вспыхнувшее чувство к Маше вытеснило из его сердца и жену, и семью… Голова закружилась, помутился разум, и, едва дождавшись свадебной пирушки, Петр врывается в дом, и, видя любимую Машу женою старого отца, он, не помня себя, бросается и вонзает нож в сердце несчастной.
ВК. 05.1912. № 49
Очередной выпуск фабрики акционерного общества «А. Ханжонков» «Крестьянская доля» при демонстрировании в театре «Миньон» удостоился аплодисментов господ клиентов. И действительно — как в фотографическом отношении, так и в отношении выбора сюжета, близкого сердцу каждого русского человека, прекрасной постановке, а главное — продуманной превосходной игре главных исполнителей господ Гончаровой и Мозжухина — картина «Крестьянская доля» не оставляет желать ничего лучшего. Превосходно поставлена сцена на бегах, живописен вид занимающегося пожара в деревне, удачно чередуются картины сельской жизни, безысходной нужды с бытом богатой семьи в столичном городе — словом, можем только приветствовать появление такой прекрасной картины русской фабрикации на нашем рынке.
ВК. 1912. № 49. 7
Успешно прошла картина «Крестьянская доля», в которой выступил и блестяще провел ответственную роль И.И. Мозжухин, заставив этим выступлением обратить на себя внимание. Я понял, что Мозжухина ждет большое будущее.
А. Ханжонков, 1937-1. 70