1909. Мертвые души
Комедия в 5 сценах. 160 м.
Т/д А. Ханжонков.
Выпуск на экран неизвестен.
Сцен, и реж. Петр Чардынин,
опер. Владимир Сиверсен.
Актеры-. Иван Камский (Чичиков), Василий Степанов (Собакевич), Георгиевский (Плюшкин), Антонина Пожарская (его кухарка), Петр Чардынин (Ноздрев), Александра Гончарова (дама просто приятная), Л. Храповицкая (дама, приятная во всех отношениях), И. Потемкин (Петрушка).
Отрывки из поэмы Н.В. Гоголя.
Фильм сохранился без надписей.
Владельцем театра «Марс» [г. Сарапул] приглашены артисты-декламаторы Ждановы. — Говорящие картины здесь еще новинка, которая и сделала свое дело, дав полные сборы. Были поставлены картины «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Свадьба Кречинского» и «Не в духе», рассказ Чехова. Надо отдать справедливость, что полное совпадение дало полную иллюзию.
КЖ. 1912. № 17. 38
Съемки следующих картин — «Мертвые души» и «Женитьба» по Гоголю — мы провели в железнодорожном клубе, где сцена была больше и лучше оборудована. Кроме того, там были большие окна, дававшие много дневного света. На него-то мы и расситывали. Подготовка съемок и репетиции были поручены одному из актеров Введенской труппы — Чардынину. Он очень быстро стал постигать разницу между театром и кино. Кроме того, он работал с таким увлечением, что сразу же расположил меня к себе. Теперь-то, казалось мне, дело в надежных руках. Но я ошибся. Гоголевские картины вышли неудачными. Доверившись обманчивому дневному свету, мы мало применяли электрическое освещение, все негативы оказались недодержанными…
А. Ханжонков, 1937-1. 23—24
<…> Зимой, к наступающим гоголевским празднествам, я снял отрывки из «Мертвых душ» и «Женитьбу», а на весну мы готовили целый план работ и решили построить павильон. Первый павильон в Москве, на Тверской, в доме № 29. Это был первый и единственный год без конкуренции. Со следующего заработало множество фирм, и все заграничные стали снимать русские сюжеты, так как наша конкуренция была им не по нутру.
П. Чардынин, 1926. 3
<…> Мы обратили внимание на картину «Мертвые души», которая шла среди других немых картин. Нам бросилось в глаза, что актеры действительно как будто говорили текст из «Мертвых душ», что в те времена считалось совсех необязательным. А так как картина была снята не очень отчетливо (не совсем в фокусе), то артикуляция актеров была не слишком заметной, и мы поняли, что нам нетрудно будет ее озвучить. И действительно, просмотрев ее несколько раз и выучив текст, мы увидели, что у нас получается довольно хорошо. Тогда я поехал в Москву и приобрел два экземпляра этой картины, которую мы включили в свой репертуар.
Я. Жданов, 1946-1. 7 — 8