1913. Музыкальный момент
Балет. 150 м.
Т/д П. Тиман и Ф. Рейигардт.
Выпуск 19.11.1913.
Реж. Яков Протазанов,
опер. Жорж Мейер,
худож. Чеслав Сабинский.
Актеры: Екатерина Гельцер и Василий Тихомиров.
Хореографический этюд на музыку Франца Шуберта.
Фильм сохранился не полностью.
Казенная дирекция, как передают, намеревается ввести запись балетных постановок, танцев, групп при помощи кинематографа. В Париже опыты в этом отношении уже дали блестящие результаты. Наш сотрудник беседовал вчера с режиссером московского балета В.Д. Тихомировым.
— Насколько применим кинематограф для хореографических записей?
— Я не думаю, чтобы этот способ получил бы очень большое применение в царстве Терпсихоры. Дело в том, что покойным русским балетным артистом Степановым изобретена удивительная система записи танцев. Отдельно записывается направление движения, угол и длительность. Все человеческое тело распределено на отдельные части, и движения их записываются отдельно на особых линейках. Отдельно записывается движение рук, ног, головы… В конце концов создается аккорд движений всего человеческого тела.
Эту систему записи танцев ожидает большое будущее. Для нашего искусства она является тем же, чем служат ноты для музыки. В казенных балетных школах преподают эти «ноты танцев». Что же касается кинематографа, то надо иметь в виду, что он обезличивает движения. Ведь нельзя, например, оперу записать в фонографе и потом возобновлять ее по той же записи… Полная параллель между фонографической записью и кинематографической. Но, конечно, как фонограф может запечатлеть голоса великих певцов, так и кинематограф может запечатлеть танцы талантливейших балетных артистов и артисток. Если б, например, теперь мы на экране увидели танцы Тальони!..
Кинематограф в балете. (Из беседы с режиссером балета В Д. Тихомировым). — НН. 1912. № 25. 8.
На днях Е.В. Гельцер и В.Д. Тихомиров танцевали для экрана по приглашению фирмы «Тиман и Рейнгардт» «Ноктюрн Шопена» и «Moment musical» Шуберта.
ТГ. 1913. N° 5. 12