1913. Ночь перед Рождеством
Комедия. 1115 м.
Акц. о-во «А. Ханжонков и К0».
Выпуск 26.XII.1913.
Сцен., реж., худож., опер. Владислав Старевич.
Актеры: кн. Ольга Оболенская (Оксана), Лидия Триденская (Солоха), П. Лопухин (Вакула), Александр Херувимов (Голова), Павел Кнорр (Чуб), Иван Мозжухин (черт), Прасковья Максимова (мать Оксаны), А. Сорин.
По повести Н.В. Гоголя.
Фильм сохранился без надписей.
«Ночь перед Рождеством» (по Гоголю) — очень хорошо инсценированная и разыгранная кинопьеса, однако не лишенная недостатков там, где фигурируют народные группы. Из всех артистов, вообще хорошо выполнивших свои роли, нельзя не отметить перед другими грим и игру г. Мозжухина в роли черта. Малоудачны фантастические картины полета Солохи на метле и Вакулы на черте, однако эффектный трюк с уменьшением черта удался в совершенстве. Картина будет иметь успех в России как живая иллюстрация к литературному произведению, знакомому всей русской публике.
КТЖ. 1913. N° 2. 5
В следующей картине — «Ночь под рождеством» <…>, где И. Мозжухин снимался в роли черта, а О. Оболенская в роли Оксаны, Старевич блеснул уже целой серией трюков. Тут было и похищение на небе месяца чертом, и полет кузнеца Вакулы на черте по воздуху, и внезапное уменьшение черта до размеров, позволяющих ему вскочить в карман к Вакуле и т.д. и т.п. <…>
Вообще изобретательности Старевича не было границ, и он проявлял ее иногда в самых неожиданных случаях. Однажды, при встрече нового, 1913 года, когда собравшимся сотрудникам нашего акционерного общества и их родственникам демонстрировались лучшие эпизоды из еще не выпущенных картин, Старевич попросил разрешения показать и его ролик. Картина началась кадрами традиционного рождественского деда. Дед Мороз на экране вдруг замер. Это вызвало у зрителей подозрение, что пленка остановилась под горячим лучом дуговой лампы. Искушенные в киноделе зрители знали, что так обычно начинаются пожары в кинотеатрах. Зрители тревожно, как по команде, привстали на своих местах и ждали, устремив взгляды на экран: оживет ли кадр… И вдруг в центре экрана появилось зловещее темнеющее пятно, быстро воспламенившееся и покрывшее экран огненными языками. Паника охватила присутствовавших в зале. Одни бросились, опрокидывая стулья, к выходу, другие устремились к проекционной будке. Неожиданно дверь кинобудки раскрылась, и вместо ожидаемых облаков дыма и пламени показалось бледное от пережитого испуга лицо нашего опытного киномеханика. Потрясая руками, он кричал:
— Ну и жулик же ваш Старевич! У меня здесь все в порядке, а пожар на экране дело его рук!
Хохоту и шуткам сразу успокоившихся гостей не было конца. Все смеялись новогодней шутке Старевича. Потом оказалось, что все эти «пожарные эффекты» были нарисованы, а частью выцарапаны и раскрашены на самой пленке.
А. Ханжонков, 1968. 201-203
В этой картине помимо великолепной игры Мозжухина (черт) отметим мастерски проведенные трюки — реализацию смелой фантазии автора.
К-а. 1913. N° 1.4
Некоторые сцены, как, например, сцена у Солохи, встреча Головы, вытащенного из мешка с Чубом, обед Пацюка и многие другие, блещут чисто гоголевским юмором и проходят под непрерывный хохот публики. Поставлена картина превосходно, не забыты самые малейшие детали, создающие обстановку украинской жизни. Все роли проведены прекрасно.
ВК. 1913. N° 24. 20