1908. Стенька Разин (Понизовая вольница)/h2>
«Историч. былина». 224 м.
Ателье А. Дранкова.
Выпуск 15.Х. 1908.
Сцен. Василий Гончаров,
реж. Владимир Ромашков,
опер. Александр Дранков, Николай Козловский,
композ. Михаил Ипполитов-Иванов.
Актеры: Евгений Петров-Краевский (Разин).
Фрагмент пьесы В.М. Гончарова «Понизовая вольница».
В России, в 1665 г. при царе Алексее Михайловиче, на реке Волге появился знаменитый разбойник Стенька Разин. Под его предводительством собралось до десяти тысяч разбойников. Вся эта ватага, имея во главе атамана Стеньку Разина, спустилась вниз по Волге и направилась по Каспийскому морю в Персию, где попутно разбойники предали огню и мечу цветущий Дагестан. Над персами Стенька Разин одержал полную победу, взял в плен старшего сына хана, а сестру его красавицу-персиянку Стенька Разин взял себе в любовницы. Возвращаясь из Персии, Стенька Разин сильно полюбил княжну. Плывя по Волге своей вольной дружиной, разбойники разгромили города Царицын и Астрахань и почти перерезали всех жителей. Преследуемый царскими войсками, Стенька Разин направлялся на Дон, где надеялся жить в безопасности, но красавица-княжна была ему в этом большой помехой. Во-первых. Стенька Разин очень любил княжну и не желал с ней расставаться, во-вторых, потому, что у разбойника была жива жена и трое детей. Атаману следовало скорее плыть по Волге на Дон, а он нарочно делал часто остановки и по несколько суток пировал с княжною на берегах Волги. Не раз говорили ему есаулы, что подобные остановки очень опасны, что их достигнет войско Государя — надо спешить. Но Стенька Разин и слушать не хотел: он не желал оставлять красавицу-княжну и насколько возможно желал продолжить свою связь, свое счастье с очаровательной персиянкой. Получив отказ от атамана ускорить ход, помощники его, есаулы-разбойники, возмутились и сделали заговор против княжны, считая ее виновницей, что она покорила сердце атамана и имела большое влияние и поэтому расстраивала их планы к спасению. Разбойники сговорились во что бы то ни стало погубить княжну, что они и сделали. Зная, что Стенька Разин очень ревнив, и когда был пьян, то делался зверем, разбойники умышленно напоили его пьяным и сообщили ему, что у княжны в Персии остался любовник. Стенька Разин в порыве злобы и ревности кидает княжну в волны. Впоследствии Стенька Разин, этот знаменитый исторический разбойник, был пойман и всенародно казнен в Москве.
СФ. 1908. № 2. 12
В союз драматических и музыкальных писателей поступило заявление члена московского общества литераторов и ученых г. Гончарова о том, что им написано и воспроизведено на синематографических лентах <…> При этом Гончаров просил охранять его авторские права во всех кинематографических театрах. Но союз отказал в этом Гончарову, мотивируя свой отказ тем, что его пьесы являются механическими и не подходят под определение понятия литературного произведения и что вообще развитие синематографических театров идет во вред развитию «настоящих театральных предприятий».
СФ. 1908. № 19. 8
Из новинок за прошлую неделю отметим картину «Стенька Разин». В техническом отношении она исполнена прекрасно. Видно, что г. Дранков в совершенстве постиг дело фотографирования; жаль только, что лента коротка, — сюжета хватило бы на несколько сот метров. Прекрасно снят вид на Волгу и флотилию лодок с разбойниками; очень интересна картина в лесу, а также и последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу.
В к-фов в СПб. 1908. № 1. 6
[Петербургские кинематографы демонстрируют] то зарезанную женщину в запачканном кровью платье; то ревнивого мужа, сбрасывающего за борт лодки любовника жены; то хулигана, который душит за горло малолетнюю девушку; то Стеньку Разина, кидающего персидскую княжну в Волгу; то отравленного молодой женой старика…
А. Фаресов. За человека страшно. — Петербургская газета. 14.12.1908. № 314. 6
Картина эта до известной степени делает эру в истории русского кинематографического театра. В ней впервые наш синематограф вступает на национальную почву, в ней впервые он дает роскошную и выдержанную в историческом колорите картину. Театр «Колизей», благодаря своему огромному экрану, смог блестяще поставить эту картину. Не останавливаясь ни перед какими затратами, он пригласил хор певчих, которыми будут исполнены «Вниз по матушке по Волге» и «Из-за острова на стрежень». Кто не знает красивой легенды о Стеньке Разине и персидской княжне, послужившей содержанием картины?
С. 20.10.1908. № 5 9
<…> Если великие картины гениальных художников прошлого и настоящего, пользующиеся заслуженным уважением и любовью за те минуты наслаждения, которые они могут дать зрителю, если исторические сочинения, романы, повести имеют еще и чисто образовательное значение как желанные вестники прошлого, то во всяком случае в одном хотя бы они уступают синематографу и никогда не смогли бы с ним сравняться. Это «нечто», имеющее такое громадное значение, — тот исторический колорит, тот «дух эпохи», который может дать и сохранить только синематограф с его движениями, окраской, которая сделала теперь такие колоссальные успехи. Посмотрите хотя бы «Стеньку Разина». Это еще, конечно, далеко не совершенная постановка, но и теперь картина дает зрителю очень и очень много.
С. 1.11.1908. № 71
Получив от мамы заветный пятиалтынный или двугривенный, я, как на крыльях, мчался в нужный «электро-театр», спешил купить билет и замирал в восторге перед экраном, на котором возникали знакомые из книг образы и лихого Кирибеевича, и благородного купца Калашникова, и кровавого царя Ивана Грозного, или буйного Степана Разина и его «ватаги », и красавицы персидской княжны, этого «подарка» Волге-матушке от лихого казака…
Запомнилось мне, с какой рекламой и помпой был организован показ этого «первого русского исторического фильма» в городском манеже во время традиционных рождественских народных гуляний. Фильм «Стенька Разин — Понизовая вольница» демонстрировался на огромном экране-великане, натянутом поперек манежа. Прикидывая сейчас по памяти его размеры, я думаю, что он был не меньше того «Гигантского кинематографа», который демонстрировался Люмьером на Парижской Всемирной выставке с целыо показать одно из главнейших достоинств изобретенного им синематографа — массовость потребления его продукции, т.е. кинозрелища. Показ фильма сопровождался мощным исполнением популярной народной песни «Стенька Разин», которую пел большой синодальный хор в сопровождении специально написанной для этого случая музыки композитора Михаила Михайловича Ипполитова- Иванова, который сам дирижировал и хором, и оркестром во время этого запомнившегося мне киносеанса в Манеже, когда впервые в Москве, да, вероятно, и в России, кинокартину смогли одновременно смотреть несколько сот человек. Успех был потрясающим. Вероятно, именно поэтому память об этом фильме, воздействие которого на зрителей было чрезвычайно усилено пением большого хора с музыкой, и сохранилось у меня на всю жизнь. Однако когда через много лет мне снова пришлось увидеть эту картину на экране учебного просмотрового зала ВГИКа, то ничего, кроме искреннего хохота над ее наивностью и псевдоисторичностью, а также над нелепой ходульностью игры актеров, этот «шедевр» вызвать не мог ни у меня, ни у моих студентов.
Н. Анощенко. 1992. 358—359
Открыл, наконец, свои двери «Аквариум» г. Путинцева. Открытие театра «Аквариум» состоялось вчера при полном сборе. Пьеса «Понизовая вольница» с применением синематографа у публики имела большой успех.
Московский листок. 16.10.1908. №211. 3
«Понизовая вольница» (Стенька Разин) — историческая пьеса <…> Гончарова идет одновременно в Летнем театре и в театре «Аквариум», где при постановке применяют синематограф. Это уже третий случай применения синематографа в московских театрах: сперва у Корша в детском спектакле, затем у Сабурова в фарсе «Рогоносцы» и, наконец, в «Аквариуме».
СФ. 1908. № 3. 5
Былина «Понизовая вольница» (Степан Разин), поставленная в «Аквариуме», интересно задумана: рисуется картина из жизни приволжских разбойников. Начало и конец действа демонстрируется в синематографе. Несколько портит впечатление только исполнитель роли Стеньки Разина и небогатая обстановка и декорации.
НС. 18.10.1908. № 1617. 16
Петров-Краевский — артист драматический и трагедийный герой преимущественно классического репертуара. Смолоду, обладая помимо таланта и темперамента редкой для того времени культурой, прекрасной величественной внешностью, волнующим голосом, он создал и отработал до совершенства такие коренные роли мировой классики, как король Филипп в «Дон Карлосе», Карл в «Разбойниках», Макбет, Лир, Кин, Отелло. Из русской классики он предпочитал Достоевского, потрясал в роли Несчастливцева («Лес») и в Иоанне Грозном («Василиса Мелентьевна»), и в противоположность всем характерным ролям блистал утонченным салоном в «Свадьбе Кречинского»… Всегда и везде он был индивидуален, в каждой роли перевоплощался до неузнаваемости. Счастье привалило постановщикам «Понизовой вольницы», что именно этого опытнейшего и талантливейшего артиста удалось им привлечь сыграть Степана Разина. Неудивительно, что эта первая русская картина была встречена шумным успехом, отмечена прессой и долго не сходила с экрана.
С. Гославская, 1968. 20—21
Г. Гончаров, написавший «Понизовую вольницу» с применением синематографа, дал исключительное право на постановку театру «Аквариум», а между тем это зрелище появилось в некоторых синематографах и даже в сопровождении той же музыки, которую написал для «Аквариума» Ипполитов-Иванов. Г. Путинцев собирается по этому поводу затеять процесс.
НС. 24.10.1908. № 1621.4