1910. Вадим
(«Повесть из времен Пугачева», «Боярин Палицын»)
Драма. 400 м.
Т/д А. Ханжонков.
Выпуск 2.XI. 1910.
Сцен, и реж. Петр Чардынин,
опер. Владимир Сиверсен.
Актеры: Петр Чардынин (боярин Палицын), Андрей Громов (его сын Юрий), Александра Гончарова (Ольга, воспитанница Палицына), Н. Сперанский (ее брат Вадим), Павел Бирюков (Федосеич).
«По повести М.Ю. Лермонтова».
Фильм сохранился без надписей.
Крутой и своенравный, каковыми были большинство помещиков старого времени, Палицын из-за пустячной тяжбы подкупами и тяжбами разорил и свел в могилу своего соседа. После несчастного осталось двое детей: горбатый кривобокий юноша Вадим и трехлетняя крошка Ольга. Предоставив Вадима его судьбе, Палицын, чтобы избежать осуждения за свой поступок, взял на воспитание малютку Ольгу. Таким образом, Ольга выросла в доме Палицына, не подозревая, кто ее благодетель. Не то случилось с Вадимом. И без того обиженный природой, а тут еще безжалостно вышвырнутый из своего родного гнезда, он затаил в себе всю горечь обиды и поклялся, что рано или поздно он жестоко отомстит обидчику, и скрылся с горизонта, так что и память о нем исчезла. Прошли годы; из малютки Ольги выросла настоящая красавица, и Палицын, теперь уже на склоне лет, втайне готовил ее для постыдных удовольствий… Но настал час возмездия! На Руси поднялось сильное брожение, появился Пугачев. Этим-то и воспользовался Вадим, чтобы отомстить своему лиходею. Картина развертывается перед нами с того момента, когда Вадим приступает к выполнению своего плана. Чтобы легче проникнуть в дом обидчика, он с толпою нищих у церковных ворот поджидает выхода Палицына и добровольно соглашается пойти к нему в холопы, лишь бы быть ближе к цели. Первое, что он делает, — это открывает Ольге страшную правду. Как громом поразило это известие несчастную девушку. И без того доведенная до отчаяния приставаниями Палицына, она торжественно дает клятву во всем помогать Вадиму. Но судьбе угодно было послать новое испытание бедной девушке. К Палицыну вернулся его сын, и девичье сердце впервые забило тревогу: молодой Юрий произвел на Ольгу неотразимое впечатление, и она полюбила его всем пылом юной души. Оскорбленный и озлобленный еще больше, Вадим разом решает покончить с ненавистной семьей Палицына. По Руси уже прокатились раскаты пугачевской грозы, и Вадим, горя мщением, бросается в стан Пугачева и наводит его вольницу на усадьбу Палицына. По счастливой случайности старик был на охоте, и без него разграбили и сожгли его родовое гнездо, убили его жену… Юрий, наслаждаясь счастьем молодой любви, мирно гулял с Ольгой, строя радужные планы будущего, но гроза уже надвинулась: Юрий своими глазами увидел гибель родового гнезда и, проводив Ольгу в надежное место, бросился предупредить отца о грозящей ему опасности. Но зорко следил за сестрой Вадим. Он пробрался к ней в избушку и, напоминая о данной ею клятве, старался пробудить в ней чувство мести, но тщетны были мольбы и угрозы Вадима — любовь к сыну победила в ней ненависть к отцу, и она отказалась от своей клятвы. Тогда Вадим, посылая проклятия на ее голову, своими руками обещает убить Юрия и, как коршун, стережет его. Но слепой случай спасает Юрия. Поскакав к отцу, он приказывает своему преданному слуге Федосеичу укрыть Ольгу. Темной ночью пробирается старик к Ольге, а Вадим, приняв его за Юрия, раскроил ему топором череп… Но мгновение злодейства сменилось страшным отчаянием, когда он увидел роковую ошибку. Посылая проклятия судьбе, так жестоко над ним издевающейся, он, может быть впервые, зарыдал от злобы и отчаяния, а Ольга счастливо успела выбраться из засады, чтобы соединиться со своим возлюбленным. Почти целиком разыгранная на природе картина изобилует красивейшими видами. Великолепно разыгранная и прекрасно исполненная технически, эта картина далеко оставляет за собой все, созданное нами до сего времени.
СФ. 1910. № 2. 19
<…> «Вадим» принадлежит к юношеским произведениям поэта. Повесть эта Лермонтовым не закончена. Сюжетом ее поэт отдал дань пугачевщине, которой тогда все увлекались. Но повесть эта не представляет собой попытки исторической монографии о Пугачеве, какой является «Капитанская дочка» Пушкина, кстати сказать, намеченная к постановке торговым домом [А. Ханжонков]. В «Вадиме» пугачевщина применена лишь постольку, поскольку она нужна была для приведения в исполнение замыслов героя. Весь центр тяжести повести лежит в обрисовке Вадима, которого поэт хотел представить мстителем за поруганную честь и отнятую жизнь отца. Представляя своего Вадима нищим-уродом, он тем самым как бы оттеняет величие и красоту его духа. Таким образом, по внешности Вадим приближен к Францу Моору в «Разбойниках» Шиллера, но демонизм его выше и злоба величественней. Для лучшего представления о Вадиме необходимо запомнить то обстоятельство, которое впоследствии толкнуло Вадима на путь мстителя, — именно о надругании Палицына над его отцом. В картине «Вадим» либреттист и режиссер, очевидно, главное свое внимание и обратили на обрисовку характера Вадима, весь центр тяжести картины, сообразно с замыслом Лермонтова, перенесли на Вадима. Артист, играющий Вадима, превосходно справился с ролыо. Прекрасный тип старого русского помещика, любящего пожить, дан в лице Палицына. Очень хороша также и Ольга. В общем картина производит большое впечатление и смотрится с интересом. По исполнению и misenscen’aм она далеко опередила все предыдущие постановки, блеснув некоторыми прямо-таки эффектными, в смысле перспективы, местами.
СФ. 1910. № 24. 9
Картина удалась на славу. Выполнена она во всех отношениях блестяще. Техническая часть не оставляет желать ничего лучшего. Декорации почти нет — все разыграно на природе.
КЖ. 1910. № 17. Ю
Картина дает богатый материал артистке в роли Ольги блеснуть красивой игрой. Бесподобен и Вадим, этот обиженный природой мститель, страшный в своем гневе. Режиссер все сделал для крупного успеха этой картины, и мы уверены, что она таковым будет пользоваться по заслугам.
КЖ. 1910. № 18/19. 11