Игровое кино Российской империи

1915. Дети века

Драма. 1337 м.

Акц. о-во «А. Ханжонков и К°».

Выпуск З.Х.1915.

Сцен. М. Михайлов,

реж. Евгений Бауэр,

опер. Борис Завелев.

Актеры: Вера Холодная (Мария Николаевна), Иван Горский (ее муж), В. Глинская (Лидия Верховская, подруга Марии Николаевны), Арсений Бибиков (Лебедев, коммерсант), С. Рассатов (директор банка), А. Сотников (Лобович, адвокат).

Фильм сохранился без надписей.

Все куплю, — сказало злато… — такова идея пьесы «Дети века». Богатый банкир увлекается хорошенькой женой одного из своих мелких служащих. Молодая женщина не в силах устоять перед соблазном золота. В результате — одним разбитым семейным очагом и одной кокоткой больше… В постановке очень интересные «трюки» — вроде «карнавала на воде».

СФ. 1915. № 1. 58

<…> Сюжет этой пьесы «насыщен» кинематографическим шаблоном <…> до того затаскан в кинематографии, что пьесу не спасают ни режиссерские «трюки» (вроде карнавала на озере), ни участие в главной роли В.В. Холодной от неизбежной оценки — не ново, не оригинально…

Пр. 1915. N° 2. 9

Г-жа Холодная очень верно передала роль любящей жены и матери, заполняющей скуку однообразной жизни домашней работой, любовью к мужу и ребенку. Затем, когда омут светского общества или столичного полусвета втянул ее, семейную женщину, в свою безнравственную среду, насильно отнял у нее имя честной женщины — тогда невыразимые муки переживает она. Эти моменты переданы Холодной бесподобно правдиво. Амплуа Глинской — женщина, у которой на лбу «роковая печать».

К-а. 1915. N° 12(23). 9

Сценарий картины, принадлежащий перу М. Михайлова, написан увлекательно, а постановка ее г. Бауэром заслуживает похвалы. Нам уже приходилось говорить об этом режиссере: г. Бауэр вполне освоился с условиями экрана и умеет выделить наиболее выпукло эффектные моменты. Характер ленты напоминает стиль итальянских кино-пьес, которые отличаются и мягкостью тона, и выдержанностью постановки. В картине много красивых пейзажных снимков: отметим карнавал на пруду, воспроизведение которого наглядно свидетельствует о том процессе, который наблюдается в нашей отечественной кинематографии. Исполнение артистов вполне удовлетворительно. На первом плане — г-жа Холодная, занимающая в последнее время центральное место в постановках фирмы Ханжонкова. Артистка она интересная, хоть порой и проскальзывает в игре нарочитая поза. Остальные исполнители (г-жа Глинская, гг. Бибиков, Вырубов, Горский, Сотников и др.) составляют дружный ансамбль и, видимо, вполне сжились с игрой перед объективом. Несомненно, «Дети века» публике понравятся и просмотрятся с интересом.

ОТ. 1915. N° 2895. 11

Картина имеет успех. И должна иметь его. Ибо в меру она шаблонна, в меру наивна, не шокирует излишеством «роковых сцеплений обстоятельств». Короче говоря, прилична, и по сценарию, и по режиссуре, и по исполнению. Вот только «карнавалом на воде» режиссер злоупотребил — уж слишком много и часто дал он его. Это лишнее, непропорционально, тем более что и самый карнавал к сюжету притянул за волосы и был он недавно показан в картине той же фирмы «Хромоножка». Одна из «детей века» — г-жа Холодная. У нее уже есть имя на кинематографическом рынке, есть популярность, и это обязывает быть весьма строгой к себе. Мне хочется повторить г-же Холодной те упреки, которые я уже делал ей. Это — замедленность темпа и однообразие его. Г-жа Холодная чувствует себя свободно пред глазом кинематографического объектива, не боится и как бы бравирует своим спокойствием, отчего создается некоторая холодность исполнения, отсутствие драматического нарастания. На сцене это нарастание можно передать известным внутренним ритмом, живой эмоцией чувства и слова. На плоскости экрана всего этого нет и элементарным приемом регулирования драматической силы является темп, т.е. внешняя соразмеренность движений. Если жест, движение в начале ленты быстрее, а к концу ленты падает, замедляется, это уже дает зрителю нарастание, это уже механически подготовляет его к драматическим моментам. Конечно, дело артиста, дело таланта, чутья наполнить движение по возможности живым содержанием, но технически на экране прежде всего необходимо распределение темпа, как азбуки кинематографического воздействия. Г-жа Холодная этим рулем еще недостаточно владеет, ее темпы слишком ровны, слишком замедленно-холодны. Артистке и следует усиленно обратить на это внимание, и тогда ей безусловно обеспечено место одной из лучших русских кинематографисток. Кто очень порадовал в роли мужа — это г. Горский. Сцена смерти проведена с большим мастерством и должна быть отмечена в рядут несомненно крупных достижений экрана. Артист проводит ее глубоко драматически, не щелкая револьвером и не создавая дешевых кинематографических эффектов. Он дает момент до самоубийства и уже свершившийся факт — и делает это и с нужной для экрана скульптурностью, и с настоящей драматической силой.

ТГ. 1915. N° 41. 17