Игровое кино Российской империи

1916. Нищая

Драма. 1594 м.

Т-во «И. Ермольев».

Выпуск 2.И. 1916.

Реж. Яков Протазанов.

Актеры: Наталья Лисенко (актриса), Иван Мозжухин (поэт), Николай Браницкий (его Друг).

«Экранизация по мотивам песенки Жан Поля Беранже».

Надписи на чешском (вирированная копия) и на русском (черно-белая копия) языках.

Популярный романс «Нищая», известный самым широким слоям публики, благодаря своему мелодраматическому содержанию дал весьма благодарный материал для инсценировки. Трогательная история артистки, которой «улыбалась слава», которая была «мечтой поэта» и превратилась волею судьбы в безобразную старуху-нищенку на экране стала выпуклой и яркой мелодрамой, полной эффектных положений и способной вызвать в зрителе сильные переживания и исторгнуть у него не одну слезу. Ценность всякой инсценировки небольшого произведения (романсов, стихов и пр.) зависит, главным образом, от того, насколько артисты и режиссер сумеют заполнить его узкие рамки художественным материалом. В данном случае при исполнении Мозжухиным и Лисенко главных ролей и в постановке Протазанова песня «Нищая» превратилась в чрезвычайно эффектную картину, ласкающую глаз зрителя изящной тонкой игрой и пышной постановкой. Г-жа Лисенко в роли артистки сумела показать яркую гамму переживаний, изображая сначала упоенную славой, преклонением и любовью красавицу, а затем изуродованную оспой, покинутую всеми нищенку. Мозжухин дает изящный образ поэта, служителя прекрасного, который, когда любимая женщина превратилась в урода, не задумываясь «уходит из жизни, потому что из нее учила красота». Постановка режиссера и художника дает весьма пышный и богатый фон, на котором разыгрывается драма. Исходя из слов романса, что у артистки был «дворец сладострастья», они дали ряд блестящих постановок и в стиле лучших заграничных картин. Апартаменты во дворце артистки радуют глаз изысканностью и благородством рисунка, обилием воздуха и света. Очень хорошо инсценирован припев песенки «Подайте, Христа ради, ей»: на паперти согбенная нищенка-старуха под густыми хлопьями падающего снега униженно просит милостыню. Сцена выдержана в мрачных тонах и благодаря этому производит сильное впечатление. Все эти данные сулят картине несомненный успех.

Пр. 1916. № 3. 9

Постановки г. Протазанова всегда интересны, досадно лишь, что талантливому режиссеру пришлось ставить малоинтересный сценарий. Отдельные сцены изумительны по тонкости режиссерской работы. Нам понравился г. Мозжухин, окрепший и возмужавший: чувствуется, что артист работает над собой. Хороша и г-жа Лисенко, особенно в сцене с зеркалом. Прекрасна, как и всегда в этой фирме, фотография. В общем картина несомненно интересна.

ТГ. 1916. № 6. 16

Фильм «Нищая» на тему песни Беранже <…> был значительно грамотнее других фильмов, старающихся сохранить стиль Франции. Протазанов не намеревался показать точно эпоху Беранже, а преломлял его в современности. Но все же ни в игре Лисенко, Мозжухина и других, а также в постановке картины не было того пресловутого фальшивого западноевропейского стиля.

В. Баллюзек, 1950-е. 2