Игровое кино Российской империи

1910. Русалка

Народная драма в 6 сценах с апофеозом. 280 м.

Т/д А. Ханжонков.

Выпуск 30.III.1910.

Сцен, и реж. Василий Гончаров,

опер. Владимир Сиверсен,

худож. В. Фестер.

Актеры: Василий Степанов (мельник), Александра Гончарова (его дочь), Андрей Громов (князь).

Сцены из драмы А.С. Пушкина.

Очередным выпуском собственной фабрики торгового дома будет «Русалка», выпускаемая 30 марта. Кто не знает этой поэтической сказки Пушкина. Кто не слыхал ее музыкального воспроизведения в опере того же названия. Кто не сочувствовал бедной, покинутой обольстившим ее князем, дочери мельника. У кого не вызывали слез страдания несчастного старика-отца, почти толкнувшего дочь в объятия князя и поплатившегося за это разумом, когда он — только, к сожалению, слишком поздно — коршуном становится на защиту дочери. Нам кажется излишним излагать содержание драмы. Не знающим ее… но мы уверены, что таковых нет, а впрочем, пусть каждый доставит себе лишний раз удовольствие и прочтет ее в оригинале. Что сказать о передаче картины? Нам придется повторить то, что мы уже не раз говорили об успехах фабрики и о том, что она с каждым новым выпуском продолжает совершенствоваться.

СФ. 19Ю. № 11. 8

Названия сцен. Сцена 1-я. Берег Днепра. Мельница, Мельник и дочь. Сцена 2-я. Княжеский терем. Свадьба. Молодые и гости сидят за столом. Опочивальня. Сцена 3-я. Через восемь лет. Сцена 4-я. Берег реки. Ночь. Сцена 5-я. Княгиня сидит грустная. Сцена 6-я. Берег Днепра. Сцена 7-я. Днепровское дно.

КЖ. 1910. №4. 16—17

Т/д «Ханжонков» выпускает на 30/III картину «Русалка», по выполнению она стоит гораздо выше «Царской невесты» и «Ермака».

КЖ. 1910. № 3. 8

В картине «Русалка» нужно было снять эпизод, в котором Наташа бросается в реку и тонет. Но плавать я еще не умела. Решили вместо меня бросить в воду бревно. Но, когда стали просматривать материал, увидели, что бревно меня не заменило. И тогда я решилась. Выбрали глубокое место на Москва-реке, я прыгнула в воду и действительно тут же пошла ко дну. Конечно, меня спасли, но и кадр получился натуральным.

А. Гончарова, 1967. 27

Следующей пушкинской картиной, снятой в 1909 году на том же сокольническом участке (где снимали «Мазепу»), была «Русалка». Ее решили поставить потому, что в то время в Большом театре была заново поставлена опера «Русалка», а еще потому, что на нашем участке был пруд с купальней, которую хотелось использовать в качестве… мельницы. Для создания иллюзии работающего «за кулисами» мельничного колеса Гончаров придумал такой трюк: за купальней был посажен наш конторский мальчик с лопатой и наказом бить его по воде ритмически (вернее — грести) во время съемки. На экране иллюзия получилась вполне удовлетворительной. Артисты были одеты в оперные костюмы, взятые напрокат из известной костюмерной мастерской. Для этой постановки был приглашен новый художник В. Фестер, который для съемки сцены апофеоза «Подводное царство» нарисовал декорацию дна морского, где были изображены растения, раковины и т.д. Декорации были прибиты прямо к стене архиерейского дома (на Тверской), где мы только что оборудовали первое крошечное ателье. Картина эта прошла с успехом, и, как ни странно, особый восторг публики имела именно сцена апофеоза: на фоне «подводного царства» восседала на троне дочь мельника, сделавшаяся царицей русалок, а у ее ног возлежал князь.

А. Ханжонков, 1937-II. 40