Игровое кино Российской империи

1917. Процесса Бейлиса

Драма. Метраж неизвестен.

Киностудия «Светотень» (Киев). Т/д «Сгео» (М.).

Выпуск 25.IV. 1917.

Сцен., реж. Николай Брешко-Брешковский.

Актеры: Юрий Яковлев (Мендель Бейлис), Малькевич-Ходаковская (Вера Чибиряк), Степан Кузнецов (сыщик-журналист Красовский), Аксель Лундин (темная личность), Сергей Ценин (хулиган Валька Рыжий), П. Значковский (второй хулиган), И. Качалов (Лембовецкий), Мещерский (Щегловитов).

Фильм сохранился не полностью.

Теперь, когда разбиты цензурные цепи, явилась возможность художественно и объективно воскресить такое кошмарное дело старого человеконенавистнического режима, как дело Бейлиса. Явилась возможность коснуться закулисных пружин и нитей этого «средневекового процесса». На днях в Киеве известный писатель Н.Н. Брешко-Брешковский ставил инсценированную им для экрана большую сложной фабулы кинодраму «Кровавый навет». Участвовали лучшие силы Соловцовского театра: Кузнецов, Яковлев, для иллюзии загримировавшийся Бейлисом, Ценин и артистка Ходаковская. Артист Мещерский играл Щегловитова. Воздушные снимки производились на тех самых местах, где четыре года назад разыгралась знаменитая «Бейлисиада». Здесь и двухэтажный домик на Лукьяновке, где жила Вера Чибиряк, и дом Бейлиса в 200 шагах, зайцевский завод с его живописными окрестностями и та самая пещера на крутом берегу Днепра, где найдено было тело Ющинского. Завязка драмы — в одном из черносотенных петроградских салонов.

Нужно ли бередить старые раны? Нужно ли делать из добытых слез «драму в 2000 метров»? Воплотить трагедию бейлисиады может монументальное произведение художественного пера. Но не сеансы экрана.

ТГ. 1917. № 16. 16

Когда временный комитет Кино-Союза постановил считать демонстрацию картины «Вера Чибиряк, или Кровавый навет (Дело Бейлиса)» несвоевременной и недопустимой, Объединенное Киноиздательское общество, а также Всероссийское общество театровладельцев присоединились к этой резолюции. В результате кинемовладельцы Москвы решили не ставить этой картины, а кинематограф «Форум», где картина шла, немедленно снял ее. Не мешало бы кинемовладельцам нашей столицы прислушиваться по временам хоть к голосу сердца России. <…>

Аргус. — ОТ. 1917. № 3486. И