Игровое кино Российской империи

1915. Лилия Бельгии

«Фантастическая драма-аллегория». 360 м.

Скобелевский комитет.

Выпуск на экран неизвестен.

Автор стихотворного текста Борис Мартов,

сцен., реж., опер., худож. Владислав Старевич.

Актеры: Ирина Старевич (девочка).

Объемная мультипликация, смонтированная с актерскими эпизодами.

Ниже приводим описание картины «Лилия» в редакции фирмы, выпустившей эту картину. Описание в стихах — ново!

Все погибает в руках беспощадных,
Грохот орудий гимн смерти поет…
тонет земля от чудовищ громадных —
Шайка жуков разъяренных ползет.
В гневе природа, спасая святыни,
Волны холодные шлет на врагов —
Лилий страну превращая в пустыню,
Гибель готовит для дерзких жуков.
И разлилась водяная могила —
Саван последний кровавым гостям.
Сила стихий их порывы смирила,
Но не вернет она Лилии нам…

ЭиР. 1915. N° 6. 3 — 4

Красивая мысль аллегорически рассказать о судьбе мученицы Бельгии, раздавленной натиском врагов, и передать светлую веру в ее близкое возрождение оригинально и красиво осуществлена г. Старевичем в картине «Лилия Бельгии». Девочка в лесу нашла сломанную лилию и принесла ее дедушке, думавшему в это время об ужасах начавшейся мировой войны, — и сломанная лилия напоминает ему о несчастной Бельгии. В ответ па просьбу внучки рассказать сказочку — рассказывает ей о лилии. Эта красочная аллегория поставлена Старевичем «трюковым» способом, требующим огромного искусства и терпения, в примитивных тонах детской сказки, и как таковая она безукоризненна в техническом отношении. Чрезвычайно интересны многие детали постановки аллегорических образов. Особенно удачна сцена наводнения. Невыдержанно лишь играет дедушка, не давший в начале скорбного образа печальника земли. Очень хорошо провела свою роль 7-летняя артистка, игравшая внучку. Картина, безусловно, интересна и для взрослых, как аллегория, и для детей.

ЭР. 1916. № 1. 20

Действующими лицами являются, кроме старика-рассказчика и девочек, жуки, стрекозы и цветы: судьбу Бельгии аллегорически изображает лилия, погибшая от заговора жуков; показаны сцены наводнения и проч. эпизоды войны. Замысел очень оригинален и интересен, но в съемке заметна игра марионеток.

Кб. 1918. 16

Из-за разногласий с женой Ханжонкова, которая, по существу, руководила фирмой, Старевич ушел от них и снял небольшую студию на Шаболовке. В этой студии — крошечной комнатке с верхним и боковым светом, типичной студии художника, было всего 12 квадратных метров. Это был «павильон». Рядом помещалась еще одна микроскопическая клетушка — «лаборатория». Вот и все. Декорации в «павильоне» Старевич ставил не вдоль и, конечно, не поперек его, а по диагонали, чтоб по возможности увеличить его размеры. В случае съемок «массовых сцен» (не больше десяти человек, разумеется) он использовал в качестве павильона лестницу черного хода. Осветительная аппаратура у него была в количестве двух или трех подвесных ламп. Художника заменял маляр, который по указаниям Старевича оклеивал стены разными обоями, вешал порталы, картины и таким образом «оформлял» павильон. Это было зимой 1914 г. Старевич ухитрился в этих условиях снять объемный мультфильм «Война лилий с жучками» о вторжении Германии в Бельгию и ряд художественных картин…

Н. Браницкий, 1946. 4