Игровое кино Российской империи

1918. Последнее танго

Драма. Метраж неизвестен.

Т/д «Д. Харитонов» (М.).

Выпуск 31.V.1918.

Реж. Вячеслав Висковский,

опер. Владимир Сиверсен,

худож. Алексей Уткин.

Актеры: Вера Холодная (Кло), Осип Рунич (Джо), Иван Худолеев (сэр Стон), А. Александров (кельнер).

На сюжет романса из репертуара И. Кремер.

Фильм сохранился не полностью.

В далекой знойной Аргентине,
Где небо южное так сине…
Там Джо влюбился в Кло…
… И счастье их было радостно и безоблачно, ибо они были молоды и тучи еще не набегали на их счастливую любовь. По вечерам они, дети своей горячей страны, плясали знойное танго в дешевеньком кабачке и жили на подачки, раздаваемые посетителями притона. Как-то в кабачок этот попал скучающий турист сэр Стон, и его заинтересовала юная Кло. Он бросил ей в сумочку, когда она собирала деньги с посетителей, горсть монет. Джо поинтересовался узнать, кто был так щедр сегодня, и узнал от Кло, что эти деньги бросил английский сэр. Вечером, через несколько дней сэр Стон снова явился в кабачок и снова бросил несколько золотых в фартук Кло, и предложил ей присесть рядом с ним, и стал угощать ее вином. Это заметил Джо, когда они остались одни у себя на балконе, он постарался внушить Кло мысль притвориться влюбленной в сэра и выманить у него денег, и тогда они смогут зажить новой жизнью, а не танцевать в грязном притоне. < Но если ты увлечешься им, то я убью тебя». Кло оскорбило такое предложение, но, зная крутой характер Джо, она согласилась, но в душе ее зародилась мысль, что Джо ее больше не любит, ибо так любимый человек не может поступить с той, которая его таклюбит. На другой день сэр Стон, которому очень нравилась Кло, был снова в кабачке. Кло, согласно желанию Джо, была снисходительнее к ухаживанию сэра Стона и согласилась поехать к нему в гостиницу. Но роли своей Кло не выдержала и, расплакавшись, рассказала сэру, почему она сюда приехала. Сэр пожалел ее, стал утешать и уверял, что если Джо мог давать ей такие советы, то он не стоит ее любви… и увозит ее с собою в Париж, где окружает роскошью, заботой и своим вниманием. Но дикая Кло скучала в новой обстановке. Ей было скучно вести жизнь светской дамы, и она часто позволяла себе шалости, за которые ее потом отчитывал сэр Стон. Так проходили дни за днями, и случилось так, что в ресторане, где в публике танцевали танго, Кло вспомнила свое аргентинское танго и решила показать публике свое искусство. Она сошла вниз и стала искать себе кавалера, и столкнулась с Джо, который приехал в Европу со своей новой партнершей. Словно из-под земли он вырос перед нею и предложил начать танец. У Кло не стало силы воли, и она, словно в забытьи, стала танцевать с ним… И когда они танцевали перед любопытной публикой, Джо шептал ей: «Ты убежала с сэром, ты бросила меня, и я убью тебя за это…»

Финальная фигура танца — и нож, с которым по обычаю своей страны Джо никогда не расставался, блеснул в его руке, и без единого звука упала на пол убитая маленькая Кло… <…> Так часто по дороге к счастью любовь и смерть идут…

МЭ. 1918. № 1.10

Публике нравятся картины такого характера. И главным образом потому, что в них отсутствует творчество самого глубокомысленного и самого жестокого к публике из творцов картины: Кино-драматурга. <…> Картину сделали режиссер и исполнители. У В.В. Холодной нашелся прекрасный комедийный тон и темперамент. Изящен и прост И.Н. Худолеев. Интересен О.И. Рунич. Мало творчества у В.В. Холодной и О.И. Рунича только в танце. Грамотно, даже с хорошим темпераментом, но «от печки». Удачнее и интереснее других сделаны комедийные сцены. Много жизни в аргентинском кабачке. Живописны массовые сцены. Излишнее «логизирование» чувствуется в сцене с запиской и телефоном в передней квартиры сэра Стона. Есть недосмотры в монтаже. Не совпадают моменты подхода Кло к сэру Стону — в далеком плане за занавесью и в близком плане. В декорациях излишняя мишурность и нагромождение. Лучше других — кабачок, финальный павильон ресторана, спальня Кло.

КГ. 1918. № 24. 14

Картина, несмотря на «певучий» сценарий, смотрится очень легко. Режиссер г. Висковский отошел от шаблона сценария и внес в него элемент настоящей жизни. Кло была милой, славной дикарочкой, а богатый «сэр» — беспомощным перед этим капризным зверьком-европейцем. Г. Худолеев и г-жа Холодная прекрасно выполнили замысел режиссера. Г-жа Холодная неожиданно проявила себя хорошей комедийной артисткой. Некоторые длинноты и незначительность самого «Танго» остаются мало заметными на общем фоне. Интересны декорации г. Уткина. Фотография хорошая.

И. Сургучев. — НС. 1918. № 3484. 6

<…> Я приехал в тот момент, когда в ателье шла съемка. Шипели юпитеры, заливая все ярким светом, мерно трещал съемочный аппарат, и громко раздавался звучный голос режиссера, покрывая собою звуки рояля. Играли «танго» и перед аппаратом танцевала красивая пара. Вдруг пылкий танцор выхватил нож и вонзил его в грудь своей партнерши… Без стона упала она к его ногам. А он с диким блуждающим взглядом, выронив нож, смотрел на нее. «Готово, мерси», — прозвучал довольный голос режиссера, и все бросились поднимать жертву дикой ревности. Она встала, улыбаясь. Это была В.В. Холодная. Ее легко было узнать — те же черты по встречам на экране. Только лицо было покрыто желтоватым гримом — так лучше выходит на экране. Сейчас же после этой сцены ее снимали «крупно», потом еще снимали только руку убийцы с ножом, и съемка закончилась. Это была сцена из картины «Последнее танго». С шипением погасли юпитеры.

Я. [Незнамов?] Беседа с В.В. Холодной (вместо интервью). — КГ. 1918. № 22. 14 — 15

Картины с Верой Холодной и ее партнерами выбрасывались на экран пачками. Несколько фильмов с ее участием, как правило, шли одновременно. Например, в апреле—мае 1918 года (когда дела киностудий уже пошли на убыль) было выпущено <…> 5, точнее, 6 картин с Верой Холодной: «Сказка любви дорогой» в двух сериях, «Живой труп», «Женщина, которая изобрела любовь», «Последнее танго», «Человек-зверь»…

Ч. Сабинский, 1936. 62