Игровое кино Российской империи

1916. Цветы запоздалые

Драма. 1302 м.

Т/д В. Венгеров и В. Гардин.

Выпуск 19.111.1917.

Реж. Борис Сушкевич,

опер. Александр Станке,

худож. Сергей Козловский.

Актеры: Ольга Бакланова (Маруся), Лидия Дейкун (ее мать), Александр Гейрот (Егорушка, ее сын), Борис Сушкевич (доктор Топорков), Алексей Бондарев (слуга), Мария Успенская (сваха).

По рассказу А.П. Чехова.

Фильм сохранился не полностью.

Поставлена картина тщательно, не больше, но самое ценное в этой постановке, что заставляет обратить на себя особенное внимание, это «чеховское» настроение, которое удалось передать режиссеру, несмотря на некоторые длинности в первых двух частях сценария и скомканность двух последних. Такое удачное решение одной из труднейших задач экрана, которое не всегда удается и самым опытным кинорежиссерам, делает г. Сушкевича, поставившего эту картину, сразу заметным в кинотворчестве. <…> Особенно нам понравилась г-жа Бакланова в роли Маруси. Артистке без экранной подчеркнутости, «без взглядов в аппарат» удалось заставить зрителя унести с собой трогательный образ нежной девушки — тепличного цветка, выросшего случайно на болотной, нездоровой почве нашей недавней действительности, погубившей ее.

ТГ. 1917. № 12. 16

Сценарий кинодрамы составлен по рассказу А.П. Чехова, но не совсем удачно — первые части ненужно растянуты, а две последние сжаты: так, без всякого ущерба для зрителя и драмы можно было бы выкинуть «сон» княгини и одну из сцен «ожидания у окна любимого», а взамен этого дать больше сцен Марусе после смерти матери. Это единственный минус картины; однако режиссер и артисты сумели сделать его почти незаметным для большинства зрителей. Картина смотрится с тем вниманием, которое устанавливается при «дохождении» игры артистов до зрителя без всяких специальных средств (взглядов на аппарат, диафрагмы, контражуров и красивых виражей). Режиссеру г. Сушкевичу удалось передать «чеховское» настроение. В картине мало «действия», которое так необходимо в кино, по мнению многих, но постановка и игра заставляли забывать об этом, и с каждой новой сценой интерес к героям кинодрамы увеличивался. Хороши декорации: кабинет доктора и комната финальной сцены. Роль Маруси прекрасно провела г-жа Бакланова. Особенно удались артистке сцены у могилы матери, сцена у доктора и в комнате старого слуги. Нельзя не отметить удачный грим исполнителей, особенно «свахи».

Т. 1917. N° 1991. 8