Игровое кино Российской империи

1913. Горе Сарры

Драма. 800 м.

Акц. о-во «А. Ханжонков и К ».

Выпуск 10.IX.1913

Сцен. В. Тодди,

реж. Александр Аркатов,

опер. Владислав Старевич [?], Александр Рылло, Федор Бремер,

худож. Борис Михин.

Актеры: Татьяна Шорникова (Сарра), Александр Херувимов (ее отец), Прасковья Максимова (ее мать), Иван Мозжухин (Исаак), Павел Кнорр (отец Исаака), Антонина Пожарская (его мать), Вячеслав Туржанский (Борух).

Фильм сохранился не полностью, без надписей.

Картина из еврейской жизни, верно передающая обстановку быта; постановка и исполнение очень удачное.

Кб. 1918. 7

Сарра — красивая еврейка, внучка местного раввина, пользуется расположением двух братьев: Исаака и Боруха, сыновей богатого еврея Рабиновича. Они оба любят ее всем сердцем, но она отдает предпочтение Исааку. согласия родных она выходит за него замуж. Борух, любя Сарру и брата, от души желает им всякого счастья в семейной жизни, а затем уходит из родного местечка; ему слишком тяжело постоянно видеть Сару и сознавать, что она ему не принадлежит. Исаак и Сара счастливы взаимной любовыо, но для полного счастья им недостает только одного: Господь не благословил их детьми, которых они так страстно желали бы иметь. Проходит десять лет с тех пор, как они обвенчаны, но детей все нет и нет! И вот родители Исаака и остальные старшины еврейские решают, что им необходимо развестись. Для раввина кажется позорным, что его внучка бездетна! На ней нет благословения Иеговы. И вот старшины приступают к Исааку со своим жестоким требованием. Но он сопротивляется всеми силами, ничего не хочет и слышать! Однако же характер его оказывается слишком слабым для борьбы с целым кагалом, и он соглашается подписать акт о разводе. Акт давно заготовлен, Исааку остается только подписать его и вручить жене: с этого момента супруги считаются законно разведенными, чужими друг другу; но вопрос в том, как заставить его вручить бумагу жене, которую он без памяти любит? Но у евреев на этот случай есть особая уловка. Эту бумагу можно вручить жене с помощью обмана, лишь бы при этом были свидетели: если она взяла в руки роковой листок и это видели другие — дело кончено — она разведена с мужем. Хитрые раввины и старшины прибегли к этому способу: один из них оделся нищим, подошел к Сарре и, получая от нее милостыню, уронил бумагу на землю. Сарра, взяв роковой акт в руки и развернув его, поняла их хитрость, но уже поздно! Сарра в отчаянии, она сообщает мужу о своем горе, но в ту же минуту еврейские старшины заявляют, что она теперь должна удалиться из мужниного дома: он для нее отныне посторонний мужчина. Эта страшная развязка так повлияла на бесхарактерного Исаака, что он в отчаянии схватывает веревку, привязывает ее к крючку, вбитому к стене, и оканчивает свое горькое существование. Исаака похоронили согласно строгому еврейскому обряду. Сарра безутешна... Она скучает и тоскует, наконец заболевает серьезно. Отец и мать приглашают врача к милой дочери — но врач, исследовав пациентку, заявляет категорически, что она здорова, но должна вскоре стать матерью. Если бы Исаак подождал решать свою судьбу, то они оба были бы счастливы. Такова игра безжалостной судьбы!

СФ. 1913. N° 25. 52

Размеры настоящей рецензии не позволяют нам подробно коснуться (а было бы кстати) ходящего мнения о кинематографе как исключительном зрелище. Тем, кто отводит кинематографу область феерий со все­возможными превращениями эффектных мелодрам, со сценами на улице, на море во время лишь театру область глубоких и тонких переживаний, мы рекомендовали бы смотреть «Домик в Коломне» и «Горе Сарры». В них нет ни уличного движения, ни картины моря хотя бы без бури, ни пожара, ни «настоящих тигров» и пр. и пр. В драме «Горе Сарры» серая, как осеннее утро, будничная жизнь еврейской семьи и на фоне ее — страдания двух людей. Просто и жизненно. Вдумчивая постановка изобличает в режиссере тонкое знание еврейского быта. Пьеса вместе с прекрасным исполнением создает глубокое настроение; хороша последняя сцена на кладбище, где трагическое состояние Сарры как нельзя более гармонирует с удачно приведенным текстом псалма.

ВК. 1913. N° 17. 18

Лента поставлена г. Аркатовым и разыграна г-жей Шорниковой и г. Мозжухиным. Г. Аркатов не новичок в постановках еврейских пьес, сюжеты для которых он пишет сам. <...> Лента интересна, кроме всего, еще и тем, что показывает, как стеснена в рамках еврейского закона еврейская женщина. В ленте показано много чрезвычайно интересных еврейских обычаев. <...> Она прекрасно разыграна и превосходно поставлена. Фотография очень хороша. Лента будет иметь успех, который будет особенно велик в «черте».

СФ. 1913. N° 24. 39

«Горе Сарры» — одна из лучших новинок сезона в 3-х частях...

Южный Край (Бендеры). 10.10.1913. N° 190. 1

«Еврейская свадьба», «Так гласит Талмуд», «Жертвы предрассудков» <...>Картина идет под аккомпанемент синагогального хора. <...>Только 3 дня! IX Книга Талмуда <...> разыграна на сцене Императорского Московского Большого Театра.

Южный Край (Бендеры). 14.10.1913. N° 192. 1

Странички горькой еврейской жизни с ея печальными радостями и глубоким трагизмом борьбы героев (евреев-интеллигентов) с ортодоксией и обрядами.<...> Музыка и хор удивительно удачно поддерживают общее настроение.<...> Во время демонстрации этой картины в иллюзионе имели место два истерических случая.<...> Картина, богатая многими характерными деталями, инсценирована, к сожалению, посредственно. Очень хорош г. Мозжухин в роли Исаака, остальные, как говорится, лишь «не портят ансамбля».

Южный Край (Бендеры). 15.10.1913. No 193. 3

Первая неудача не обескуражила молодого актера, и вскоре счастье улыбнулось ему: Петр Чардынин — режиссер Введенского Народного Дома, в труппе которого служил Мозжухин, — предложил ему одну из главных ролей — молодого раввина в фильме, который он начал крутить, — «Горе Сарры»...С этой картины, теперь окончательно забытой даже историками кино, и начинается подъем Ивана Мозжухина.

B. Стрижевский, 1939■ 8

Итак, на фабрике шла съемка. Зал был большой, светлый. В нескольких местах были оборудованы съемочные площадки. Здесь стояли юпитеры, располагались мебель и реквизит, придавая этим уголкам живой вид. <...>На одной из площадок я увидела Владислава Александровича Старевича. Он стоял у аппарата и снимал, как мне объяснил Чардынин, фильм из жизни еврейской бедноты, назывался он «Горе Сарры», ставил его молодой режиссер А. Аркатов, который впервые пробовал свои силы у Ханжонкова. Держался он скромно, замечаний не делал, предоставляя актерам самостоятельность.Снимались трое: Исаак — Мозжухин, Сарра — Шорникова, мать — Максимова. Я присела вблизи и уже через несколько минут увидела, что играют они хорошо, искренне, жизненно, проникновенно.

C. Гославская, 1974. 128