Игровое кино Российской империи

1917. Король Парижа

Драма. Метраж неизвестен.

Акц. о-во «А. Ханжонков и К0».

Выпуск 6.XII.1917.

Сцен. Евгений Бауэр,

реж. Евгений Бауэр, Ольга Рахманова,

опер. Борис Завелев,

худож. Лев Кулешов.

ктеры: Вячеслав Свобода (Роже, «Король Парижа»), Николай Радин (Раваль Венков), Эмма Бауэр (герцогиня Дьернштейн), Михаил Стальский (скульптор Жан Генар, ее сын), Лидия Коренева (Люсьенна Марешаль), Мария Болдырева (Жульетта), Елена Южная, Мария Куликова. По роману Жоржа Онэ. Последняя постановка Евгения Бауэра. Заканчивала фильм Ольга Рахманова.

Фильм сохранился без надписей.

В конце 1916 года во весь съемочный павильон, что находился на Житной, 29, раскинулись декорации большого зала. Это режиссер Бауэр <…> заканчивал постановку фильма «Король Парижа», предназначенного перекрыть все предыдущие шедевры. Весь павильон был заставлен декорациями, соответствующими королевскому стилю фильма. Осветительные агрегаты бросали из-за колонн рассеянный свет на раскинутые по всему залу шелка и цветы и создавали тем световую гамму, общую с мизансценами. <…>

Самые сложные монтажные ситуации, которых в «Короле Парижа» было достаточно, Бауэр доверял мне. За отсутствием осветительных приспособлений приходилось изучать кадры с помощью лупы. В это-то время к моему монтажному столу подсаживался Левушка и с моего разрешения следил за работой монтажера. Вот тогда и зародилась у него мысль поставить свой экспериментальный фильм способом, названным им «американским монтажом».

В. Ханжонкова, 1970-е.

Начало пьесы проходит в интересном и таинственном тоне. Некий молодой человек Роже заподозрен в шулерстве при игре в карты, но какой-то неизвестный ему светский господин заступается за него, устанавливает его невиновность в глазах посетителей «салона» и тут же предлагает ему крупную сумму денег. Оказывается — это известный парижский авантюрист Венкон, неуловимый, вечно ускользающий от правосудия преступник, появляющийся под различными личинами и именами. Венкон протягивает руку помощи и единения человеку безнравственному и бесчестному, как он сам, подавая ему в то же время добрый совет: «Обращайся с женщинами, как рабынями, мужчинами — как данниками…» Таким путем Роже должен стать «Королем Парижа». Но в последующих частях драмы она развивается в скучном и однообразном действии. При помощи связи с богатой и знатной герцогиней Дьернштейн, а также — нечистой игры в карты Роже действительно удается стать «Королем Парижа», возведенным в этот сан «светской глупостью» (по выражению Люсьенны, главной героини пьесы). Но представители «несветского ума и добродетели» — сын герцогини скульптор Жан Генар, отказавшийся от титула и богатства своего знатного рода, и его невеста, вышеупомянутая Люсьенна Марешаль, выводят авантюриста «на свежую воду» и торжествуют победу. Тенденциозный конец — убийство Роже на дуэли — венчает в добродетельном тоне эту в общем малосодержательную пьесу.

Психологический мотив картины — драма стареющей женщины, нежно привязанной к сыну, но безумно увлеченной красивым авантюристом, — пропадает как таковой ввиду многих искусственных и нежизненных обстоятельств, дополняющих его. Постановка картины, принадлежащая покойному Бауэру, в общем очень импозантна, а местами — прямо блестяща (бал у герцогини, сцена на берегу моря и др.). Но есть и недочеты, на которые приходится обратить внимание. Так, например, слабо выдержана постановка студии скульптора Жана Генара, хотелось бы больше разнообразия в пользовании натурой (например, одно и то же место действия дано в сцене разговора Роже с Бейконом в первой части драмы и сцене убийства сыщика).

В пьесе выступают лучшие силы труппы: Радин, Свобода, Бауэр и Коренева. Г. Свобода с большим искусством создает образ с внешней стороны обаятельного, с внутренней — отталкивающего человека; хороша г-жа Бауэр в роли стареющей, но безумно влюбленной женщины; роли гг. Радина и Кореневой слишком бесцветны, чтобы от них можно было ждать более оригинального исполнения. Пьеса слишком растянута и в общем несколько скучна.

Пр. 1917. № 19/20. 14 -15

Творчество режиссера, театрального режиссера, театрального художника до сих пор было обречено на смерть. В памяти потомков в лучшем случае оставались обрывки режиссерских записей, эскизы декорации, костюмов и больше ничего. Но кинематограф теперь опровергает недавнюю истину. Творчество кинематографического режиссера не умирает. Отныне оно почти вечно. Конечно, вечно постольку, поскольку вечна подверженная законам порчи от времени кинематографическая пленка, на которой запечатлена работа кинорежиссера. И ярким доказательством этого является недавнее появление на экране постановки покойного режиссера Е.Ф. Бауэра «Король Парижа». Бауэр умер, но живо и еще долго будет жить его творение. Бауэр мертв, но еще долгие годы картины его постановки не будут сходить с экранов России, будут заказываться с них все новые и новые копии, наконец, они проникнут за границу, понемногу появятся во всех уголках земного шара. Долгое время еще по образцам бауэровских постановок будут учиться молодые режиссеры, а спустя много лет какой-нибудь кино-писатель извлечет из архива истрепанные ленты и будет по ним тщательно изучать бауэровскую эпоху кинотворчества, тайну обаяния и секрет успеха его картин у широкой публики. «Король Парижа» — целиком истинно бауэровская постановка. И одна из лучших постановок. Это не лубок, это не пародия на заграничные картины, на заграничную жизнь. Это действительно жизнь парижских салонов, перенесенная на экран. Всех тех, даже второстепенных исполнителей,которых мы так привыкли видеть в русских постановках типичными русачками, только подделывающимися под знатных иностранцев, в этой картине положительно нельзя узнать. Какая-то волшебная палочка переменила их, подтянула, «обэкранила»… И в этом главная заслуга режиссера, ставившего картину. Эта пышность и естественное великолепие постановки, это изумительное умение перевоплотить русских исполнителей в международную толпу, талант показать на экране такие отдельные моменты, которые ярки, колоритны и дают должное впечатление и настроение, — наибольшие достоинства картины. Декорации Бауэра монументальны и красивы. Великолепно подобрана и снята натура, наш благодатный Крым, так мастерски перенесенный на экран в образе красавицы-Ривьеры. Но все эти плюсы картины — только чисто «зрительные» достижения. Каждая сцена великолепна сама по себе, но именно только в зрительном отношении она очаровывает, ласкает глаз, заставляет восторгаться талантом художника-режиссера.

Но в общем впечатления от картины остается мало. Пожалуй, слишком много, действительно, в ней сюжета. Слишком тщательно старался автор сценария перенести на экран все драматические положения из знаменитого романа Ж. Онэ. И это послужило во вред картине. Раздваивается внимание, слишком сложна интрига, много лиц в ней замешано, а сцены картины так коротки. Кинемо не любит длиннот… И некогда почувствовать страдания героев, некогда уследить за трагическими событиями их жизни. И неудачный сценарий виной тому, что «Король Парижа» — блестящее, интересное, но не волнующее зрителя зрелище. А между тем почти все исполнители картины — превосходны. На первом месте безусловно — Н.М. Радин в роли короля современных авантюристов высшего полета. Проста и трогательна Л.М. Коренева. «Король Парижа» в исполнении В. Свободы немного бледен. Но трудно решить, кто более виновен в этом: артист или сценарий, почти совершенно не дающий яркой характеристики «Короля Парижа». Местами очень недурна Э.В. Бауэр, но во многих сценах не следовало быть такой молодой, когда изображаешь мать взрослого сына. Но чем руководствовался режиссер, дав роль этого взрослого сына г. Стальскому, — одному Аллаху известно. Это — самое неудачное пятно в общей картине.

Но все же «Король Парижа» пока, на фоне такого убогого кинорепертуара, какой был в течение всего текущего сезона, одна из самых интересных и блестящих картин, одна из тех картин, на демонстрацию которых обязательно идет каждый любящий Кинемо и следящий за его новинками, идет… и не раскаивается в этом, хотя это, увы, часто и очень часто бывает.

КГ. 1918. № 1. 7