Игровое кино Российской империи

1910. Пиковая дама

Драма. 380 м.

Т/д А. Ханжонков.

Выпуск 30.Х1.1910.

Сцен, и реж. Петр Чардынин,

опер. Луи Форестье,

худож. В. Фестер.

Актеры: Павел Бирюков (Германн), Александра Гончарова (Лиза), Антонина Пожарская (графиня), Андрей Громов (Елецкий). По либретто оперы П.И. Чайковского (на сюжет повести А.С. Пушкина).

Фильм сохранился без надписей.

Германн влюблен, но он сам не знает, в кого. Князь Елецкий объявляет о своей помолвке. Оказывается, его невеста, воспитанница старой графини Лиза и есть возлюбленная Германна. Томский рассказывает, что старой графине когда-то в Париже Сен-Жермен открыл тайну — три карты, которые должны выиграть, и прибавляет, что, по предсказанию явившегося к графине призрака, она получит смертельный удар от руки третьего, кто явится, чтобы силой овладеть ее тайной. Этот рассказ производит сильное впечатление на Германна. Германн проникает в комнату Лизы и добивается ее взаимности. Разыгрывается интермедия «Искренность пастушки». Лиза передает Германну ключ от спальни графини. Германн в спальне графини. Он требует у нее, чтобы она открыла тайну трех карт. Он грозит ей пистолетом. Графиня падает замертво. В комнату Германна в крепости является призрак старой графини и открывает ему три карты, которые выигрывают сряду. Свидание Лизы с Германном. Германн зовет ее в игорный дом и с диким хохотом убегает. Она в ужасе бросается в воду. В игорном доме шумно, весело; Томский поет песенку. Является Германн и выигрывает два раза подряд крупную сумму. В третий раз никто уже не хочет с ним играть. Наконец Елецкий принимает его предложение. Карта Германна — пиковая дама — бита. Он видит призрак старой графини и закалывается.

КЖ. 1910. № 18/19. 21

«Пиковая дама» — очередной выпуск этой фирмы [Т/д Ханжонков и К°], тщательно отделанный, великолепная игра артистов и занимательный сюжет делают эту картину особенно интересной.

КЖ. 1910. № 20. 11

В фотографии этой картины чувствуется что-то новое, отличающее ее от фотографий раньше выпущенных картин. Это же новое видно и в самой постановке, в которой фирма впервые, если не ошибаюсь, применяет трюки появления и исчезновения действующего лица. Картина прекрасно разыграна; очень хорош балет. Обращает на себя внимание и обстановка, состоящая из стильной мебели. Огромное впечатление произведет постановка этой ленты в сопровождении музыки Чайковского. Одним словом, ленту ждет успех.

СФ. 1910. № 2. 10

«Пиковая дама» снималась <…> в Крылатском, но уже не на натуре, а на специально оборудованной площадке. Хорошо запомнились сцены, когда Лиза после свидания с Германном бросается в воду. Недостаточная высота помоста не позволила бедной девушке скрыться «под водой». Пришлось экстренно выкапывать яму и затем переснимать. А это тогда было целым событием.

А. Ханжонков, 1937-II. 40

В начале съемки у меня возникло большое затруднение: я абсолютно ничего не понимал по-русски, а режиссер Чардынин по-французски знал ровно пять слов, одно из которых «соuреr» (по-русски «резать») означало, что съемка окончена и я могу остановить аппарат. Перед началом съемки Чардынин показывал мне руками, чтобы я начинал вертеть ручку аппарата. В этом и заключался весь наш «творческий разговор». Вторым моим фильмом была «Пиковая дама», сюжет которой мог заинтересовать зарубежного зрителя. На этот раз не обошлось без декораций и злополучной площадки. Картины получились мало интересными. Ханжонков не стал отправлять их за границу; а взял на себя все расходы и выпустил их на отечественный экран, лишь бы оправдать затраты. На этом мои съемки игровых фильмов закончились.

Л. Форестье, 1945 31—32