Игровое кино Российской империи

1915. Миражи

Драма. 1389 м.

Акц. о-во «А. Ханжонков и К0».

Выпуск 3.1.1916.

Сцен. Екатерина Тиссова (Виноградская).

Реж. Петр Чардынин.

Актеры: Арсений Бибиков (Дымов, миллионер), Витольд Полонский (его сын), Вера Холодная (Марианна), Ольга Рахманова (ее мать), Тамара Гедеванова (ее сестра), Андрей Громов (жених Марианны), Александр Херувимов (директор театра).

По роману Л.А. Чарской.

<…> Судя по картине, можем только сказать, что автор ее не лишен таланта кинодраматурга, хотя еще не овладел всеми тайнами кинематографического творчества и не освободился от некоторых его уже отживших форм… Этим объясняются как достоинства, так и недостатки разбираемой картины.

По существу, «Миражи» является пьесой чисто психологического типа, где вниманию зрителя предлагается не скомбинированный более или менее искусно ряд эффектных внешних положений, а драма души человеческой, ее надежд, стремлений и разочарований… Внешнее в подобных кинопьесах является лишь канвой, фоном, на котором игра артиста дает яркий лирический рисунок своих переживаний. Вот почему если не рассказать вкратце сюжет «Миражей», то получится нечто в высшей степени ординарное. Молодая, красивая, талантливая девушка готовится к артистической деятельности, успешно дебютирует в театре… Перед нею открывается широкий и блестящий жизненный путь. Ее смутно влечет к славе, блеску, наслаждению жизни, богатству… Случайно знакомится она с одним из представителей «золотой молодежи». Последнему удается прельстить нашу героиню ложной мишурой богатой жизни; героиня сходится с ним, порывает с семьей, отказывает своему жениху… Но проходит немного времени, «красавцу-соблазнителю», как водится, надоедает его увлечение, и девушка, убедившись, насколько миражно было ее счастье, кончает самоубийством…

Не ясно ли, что наша героиня повторяет судьбу тысяч кинематографических героинь, и если бы достоинство картины измерялось вышеприведенным сюжетом, то о ней и говорить не стоило бы, однако эти шаблонные внешние рамки наполнены таким «сочным» бытовым и психологическим материалом, что, несмотря на все недостатки (о которых речь дальше), картина смотрится с большим интересом. Раньше всего в пьесе прекрасно дана ее бытовая сторона; чувствуется, что героиня растет в другой — сплоченной, трудовой интеллигентной семье, что героиню в семье любят, балуют, смотрят на нее, как на будущее «светило». Зритель сразу сживается с уютной, чистой, бодрящей атмосферой, царящей в доме; с каким интересом смотрится, например, вечеринка, поставленная без обычных кинематографических эффектов — вычурных танцев, шикарных туалетов и т.п. Какая веселая, жизнерадостная молодежь, какое непринужденное искреннее веселье. Что же заставляет героиню уйти из этой обстановки и отдаться обманчивым миражам жизни? Вот тут-то, на наш взгляд, и таится самое слабое место пьесы. «Я чувствую в себе какие-то смутные силы», — говорит героиня… В молодой, полной сил и энергии, богато одаренной девушке это вполне естественно… Неизжитый запас молодых сил бунтует, ищет выхода, применения… Героиня не может, однако, пожаловаться на то, что ей не к чему приложить свои силы; автор показывает нам ее крупный сценический успех. Что же могло заставить ее порвать с женихом, покинуть семью и уйти к богатому прожигателю жизни? Красивая обстановка его квартиры могла бы, пожалуй, соблазнить приказчицу из магазина, но не выросшую в культурной семье девушку, перед которой раскрылась блестящая сценическая карьера…

Мы бы, пожалуй, могли бы понять ее увлечение красивым и изящным юношей (а г. Полонский умеет быть таким, когда по ходу пьесы это нужно), но тогда к чему же эти высокие слова о «смутных» силах, таящихся в душе героини, о том, что ей снятся «не рыбачьи лодки, а большие корабли». Автор хотел показать, что героиню влекли к себе и погубили обманчивые «миражи», но на деле все свелось к увлечению красивым мужчиной. Это несоответствие между замыслом и его осуществлением составляет коренной недостаток пьесы; и благодаря всему этому еще менее обоснованным становится финал пьесы — самоубийство героини, когда она убеждается в измене «красавца». Неужели столь щедро одаренная «таинственными» силами, грезящая о больших кораблях героиня не могла пережить первого разочарования любви, с которым справляются и менее сильные натуры? Таковы логические и психологические несообразности пьесы, лишающие ее стройности и цельности и в значительной мере ее обесценивающие… Некоторая неопытность автора проявилась в <…> других сторонах пьесы: так, весь эпизод с богатым стариком, отцом героя, хотя и смотрится не без интереса, однако, в сущности, не связан с дальнейшим развитием драмы, кроме того, показывать сны героини, заставлять ее декламировать — все это уже достаточно истрепанные «эффекты» кинопьес, и прибегать к ним не следовало бы… Исполнительница главной роли г-жа Холодная старалась дать цельный сценический образ, и не ее вина, если ей это не удалось.

Пр. 1916. № 2.9 — 10

Сценарий г-жи Тиссовой не блещет оригинальностью, но он дает много благодарных внешних положений играющей главную роль артистке, — не в смысле глубины переживаний или каких-либо психологических тонкостей, а именно внешней, зрительной эффектности. Этим умело воспользовалась г-жа Холодная, красиво промелькнувшая в картине, щегольнувшая красивыми туалетами, приятно ласкавшая глаз… Драма девушки, которая тянется к богатству из окружающей ее мещанской обстановки, не выявлена артисткой по той простой причине, что этой драмы не чувствовал ставивший картину режиссер. Право, обстановка, в которой жила Марианна, нисколько не уступает пышности особняка, прельстившего девушку.

Во многохм эта ненавистная мещанская обстановка даже превосходит своим благородным стилем модернизированную роскошь загроможденных и пестрых павильонов. И г-же Холодной оставалось лишь дать зрителю несколько красивых положений, изящных жестов, и только. Г-н Полонский также не показал глубоких переживаний. Изящно, с холодком, промелькнул он в ленте, — не заражаясь сам магией игры, он не заразил ею и зрителей. Больше в этом смысле дал артист, игравший роль жениха: у него было несколько красивых положений, за которыми чувствовалось некоторое переживание. Хороша сестра Марианны — девочка-подросток. В картине есть режиссерская выдумка, красивая натура и любопытный опыт оператора: превосходно регулируется свет, когда входят в темную комнату со свечой.

ТГ. 1916. №2. 14 -1 5