Игровое кино Российской империи

1914. Хризантемы

Драма. 1140 м.

Акц. о-во «А. Ханжонков и К°».

Выпуск 4.XI. 1914.

Реж. Петр Чардынин,

опер. Борис Завелев,

комп. Юрий Бакалейников.

Актеры: Вера Каралли (Вера Алексеевна Неволина, балерина), Иван Мозжухин (Владимир), Раиса Рейзен (вдова), Софья Гославская (артистка кордебалета), Лидия Триденская (сваха), Александр Херувимов (администратор театра).

Первый фильм с участием В. Каралли.

Фильм сохранился без надписей.

Глава I. Цветы распустились. II. Цветы смяты. III. Цветы растоптаны. Вера Алексеевна Неволина — выдающаяся своим талантом балерина — горячо и беззаветно любит Владимира Только, который, однако, недолго отвечает ей взаимностью. Дела Владимира очень запутаны, ему нужны деньги, без конца, и хотя Вера самоотверженно предлагает ему свои драгоценности, чтобы хотя отчасти ликвидировать долги, ему ненадолго хватит их. Молодая вдовушка, богатая наследница отцовских миллионов, привлекает внимание Владимира, в женитьбе на ней он видит единственный способ поправить свои дела.

Он начинает усиленно ухаживать за вдовой, несмотря на горе Веры, которая не может свыкнуться с мыслью об утрате любимого человека. Горячая, экспансивная натура Веры неспособна на скрытность, она — вся порыв, вся — непосредственность. Обман и ложь возлюбленного возмущают ее. Вера смело идет в дом вдовы и находит ее и Владимира в нежной беседе. На ее крик, вырвавшийся из глубины души измученной женщины, Владимир холодно отвечает: «Я не знаю Вас»… И эти слова, как тяжелый молот на тонкий хрусталь, падают на ее душу. Вера понимает, что Владимир уже окончательно разлюбил ее. И как красиво прошла вся ее жизнь, такой же красивой была ее смерть среди любимых цветов — хризантем под звуки пленительной музыки. И когда Вера, уже принявшая яд, танцевала в последний раз свой «танец хризантем», холодным, скучающим взором следил за ней из боковой ложи Владимир, имевший жестокость появиться со своей невестой в театре. Ничего не подозревающая публика, видя, как натурально умирает на сцене любимая артистка, разразилась громом рукоплесканий. А в это время бедная Вера, уже бездыханная, лежала среди цветов… среди любимых хризантем. Прошло несколько дней… Эти дни были полны для Владимира мучительной тревоги и раскаяния… Он понял, что любовь Веры, ее чарующий облик не может заменить ему желанное богатство. И в последний раз пришел он к ее могиле с ее любимыми цветами в руках.

К-а. 1914. № 15—6. 21—22

Строгая и выдержанная пьеса. Нет никаких отступлений в сторону ненужной сентиментальности, мелодраматических эффектов. Реальна и художественна, как сама жизнь. Огромная перспектива, которая намечается в первом акте картины, с постепенным развитием ее выливается в тяжелую жизненную драму. Догорают огни, которые так приветливо и ласково освещали путь к счастью, облетают цветы, когда-то так нежно благоухавшие, близятся дни серой, тоскливой осени. Такова жизнь. Но не может душа артистки Неволиной примириться с ее суровой неизбежностью, и без жалоб и упреков она расстается с нею. А вокруг нее ее любимые хризантемы, еще не увядшие, еще живые, и, точно пеленой снега, осыпают ее друзья этими цветами. Вся пьеса превосходно поставлена и исполнена. Артисты Каралли и Мозжухин дали правдивые яркие образы, которые надолго останутся жить в памяти зрителя.

ВК 1914. N° 101/21. 25

«Хризантемы» — жизненная, несколько сентиментальная драма. Главная роль исполнена прима-балериной Императорского Московского театра г-жой В.А. Каралли, впервые выступающей в кинемодраме. Артистка эта с большим темпераментом, передает роль живо, натурально. Сюжет картины глубоко продуман, как и игра артистов.

К-а. 1914. N° 15 -6 . 7

В московских газетах имеются очень лестные отзывы по поводу прошедшей в лучших театрах Москвы картины фабрики А. Ханжонкова и К0 «Хризантемы». «Хризантемы» <…> трогательный роман балерины в исполнении артистки Императорских театров В.А. Каралли. Сцена, когда обманутая балерина, принявшая яд, умирает на сцене во время исполнения танца, производит потрясающее впечатление.

ВК 1914. N° 103/23. 19